Красный, желтый, зеленый: как рассчитываются режимы работы светофора

Красный, желтый, зеленый: как рассчитываются режимы работы светофора

Наверное, каждый водитель хотя бы раз, скучая в «багровой» пробке, задавался вопросом, а почему светофор, спровоцировавший эту самую пробку, настроен именно таким образом? Почему перпендикулярному потоку «зеленый» горит на протяжении двух минут, а моему — отведено на проезд всего 20 секунд? Как рассчитываются режимы работы светофоров в России и почему автоматические регулировщики не решают проблему заторов.

Настраивая светофорные режимы, инженеры используют сложные формулы Вебстера. С их помощью рассчитываются величины так называемых транспортных задержек в зависимости от цикла и фаз сигнализатора. Какие данные требуются для определения нужного значения? Отношение длительности разрешающего сигнала к циклу, интенсивность движения, а также отношение этой интенсивности к пропускной способности перекрестка.

Однако одной лишь формулы недостаточно, чтобы подобрать адекватные значения и разработать программу регулирования, ведь перекресток перекрестку рознь. Общего, универсального для всех светофорных объектов страны алгоритма нет. А потому транспортным инженерам приходится учитывать и другие важные факторы, придерживаясь главного принципа.

А принцип этот заключается в том, чтобы при расчете режимов работы светофора минимизировать время задержек для всех участников дорожного движения. И для водителей в личных автомобилях, и для пассажиров общественного транспорта, и для пешеходов, пересекающих проезжую часть. Это непросто, ведь нужно знать, сколько примерно человек входит в каждую группу на конкретном перекрестке.

Сейчас оптимизацию светофорных циклов проводят по результатам имитационного моделирования на транспортных моделях. Построение и расчет модели одного перекрестка и различных сценариев, различных вариантов организации светофорного регулирования на одном перекрестке занимает около двух-трех рабочих дней.

Всего два-три дня на один перекресток? Но не все так просто. Надо понимать, что в условиях города и его загруженной улично-дорожной сети — особенно, если речь идет о таком мегаполисе, как Москва — необходимо учитывать и соседние пересечения. Практически невозможно рассчитать режим работы отдельного перекрестка, не принимая во внимания другие, находящиеся неподалеку.

Прежде чем ввести в эксплуатацию тот или иной светофор, транспортные инженеры проделывают огромную работу. Но, несмотря на это, они все равно подвергаются критике водителей, убежденных в том, что все сигнализаторы в городе настроены неправильно. А иначе, почему на многих перекрестках образовываются пробки буквально «на пустом месте». Но дело здесь отнюдь не в светофорах, а в растущих автопарках.